Статьи

«Социум» квадратных метров

«Социум» квадратных метров

В системе ключевых факторов социально-экономического развития государства одним из важнейших приоритетов выступает доступность и обеспеченность населения жильем. Нереально говорить о таких понятиях, как «образование», «здравоохранение», «благосостояние» в условиях, когда людям негде спать… Впрочем, эмоциями делу не поможешь – четкий экономический расчет и внятные организационные предложения должны быть основаны на трезвом анализе и надежных механизмах реализации.

Одним из таких реально и успешно действующих механизмов является Некоммерческая организация Фонд развития жилищного строительства Республики Башкортостан – НО ФРЖС РБ.

В прошлом году мы поставили очередные рекорды в своей деятельности: было введено в эксплуатацию 111,5 тысяч квадратных метров жилья. Такой прирост более чем на 24% превышает показатели 2017 года. Кстати, тоже весьма успешного в плане реализации поставленных перед Фондом производственных и – шире – социальных задач.

Однако дело даже не процентах прироста, потому что для нас главное - это люди. Люди, которые только в прошлом году приняли ключи от 2 333 новых квартир в 16 муниципальных образованиях республики. При этом правильнее будет говорить не только о социальном жилье. Наша функция – выполнение государственных, федеральных и республиканских программ по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, которые имеют право на соответствующую государственную поддержку.

Список категорий очень обширный – от ветеранов до детей сирот, инвалидов и сотрудников бюджетной сферы. Вся деятельность нашего Фонда развития жилищного строительства Республики Башкортостан является зримым подтверждением ответственности и настойчивости государственной политики в этой области.

Цели создания нашего Фонда четко определенны и регулируются как на федеральном, так и региональном уровне. Однако любая цель предполагает наличие конкретного инструментария для ее достижения. Экономика процесса – то есть строительства социального жилья – изначально не предполагает сколько-либо значительной рентабельности. По этой простой, но жесткой экономической причине мы остались единственным застройщиком, который работает вне пределов столичного и крупнейших городов Башкортостана. Все остальные просто «ушли из районов».

Сегодня Фонд является крупнейшим республиканским застройщиком социального профиля, при этом особо подчеркиваем, что за все время существования НО ФРЖС РБ мы не допустили срыва сроков строительства и ввода жилья. На фоне долгостроев и «проблемных объектов» это выглядит одним из самых весомых и убедительных аргументов.

Невзирая на растущие экономические сложности, нашему Фонду удалось не только сохранить, но очень существенно нарастить объемы вводимого жилья. Дело в том, что совместно с руководством республики, государственным комитетом по строительству выстроена весьма успешная и эффективная формула взаимодействия – экономическая, финансовая и организационная, что и позволяет на практике обеспечивать жильем граждан, которые имеют право на поддержку со стороны государства.

Строительство социального жилья снимает ряд вопросов со стороны граждан и часть социального напряжения – с органов власти. Однако необходимо четко понимать, что при решении государственных задач в области обеспечения граждан достойным жильем речь идет в первую очередь о ДОСТУПНОСТИ цены. Здесь мы справедливо гордимся тем, что удалось на практике использовать, применить те возможности, которые предоставлены некоммерческим организациям федеральным и региональным законодательством. В первую очередь речь идет о праве безвозмездного получения земельных участков в целях строительства социального жилья. Нет нужды пояснять, какую долю в конечной цене квадратного метра для граждан занимает именно стоимость земельного участка. 

Однако общая экономика процесса, при всей налаженности отношений в системе «государство-застройщик», не снимает вопросов со стороны подрядных организаций, практических строителей. Намеренно повторюсь, поскольку этой очень важно - в нашем секторе высокая рентабельность невозможна по определению. Стоимостные параметры определяются государством (в нашем случае – Государственным комитетом РБ по строительству и архитектуре), выше подняться невозможно, а бесконечно снижать все ту же себестоимость – очень проблематично.

Мы работаем только с самыми опытными и проверенными подрядчиками, что позволяет сдавать объекты без задержек, точно в срок и с высоким качеством. Выбор надежного подрядчика – это вопрос опыта и глубокого знания строительной сферы республики. Что же касается их отношения к работе с Фондом, то дело тут не в прибыли. На социальных проектах строители получают минимальную маржу. Но, с другой стороны, социальные проекты обеспечивают текущую загрузку техники, рабочих и поступление гарантированных средств.

Резко снизив стартовую планку входа в строительный проект, мы пошли дальше, применив весьма эффективную схему возвратности бюджетных средств. Принципиальное отличие от классического бюджетного субсидирования заключается в том, что при субсидии деньги после их вложения в проект просто списываются. У нас же они являются лишь частью финансирования объектов и, после реализации квартир гражданам (в том числе - в рамках государственно-муниципального заказа), вновь поступают в оборот уже на новых объектах.

Стержневое звено подобной схемы заключается в том, что наш Фонд является Некоммерческой Организацией – то есть мы по закону, объективно не имеем цели извлечения прибыли. Все финансовые «плюсы», которые возникают в результате нашей хозяйственной деятельности, снова вливаются в поток финансирования новых и новых объектов.

Проще говоря – бюджетные деньги приобретают «многоразовый» характер, что, в частности, и позволяет Правительству республики устанавливать цену реализации готового жилья на 25-30% ниже, чем в среднем по коммерческому рынку.

Сейчас идет достаточно много дискуссий вокруг нововведений в законодательстве. Эксперты в один голос утверждают, что новеллы 214-ФЗ в целом могут и оздоровить сектор долевого участия граждан, но в ближайшей перспективе очень затруднят работу строителей. Не берусь анализировать ситуацию в строительстве в целом – для этого есть соответствующие государственные органы и должностные лица. Могу лишь отметить, что среди категории «обманутых дольщиков» от силы 10% тех, кто приобретал жилье в рамках ДДУ. Остальные 90% - это последствия суррогатных форм, которые изначально находились (и сейчас находятся) вне рамок 214-ФЗ. Поэтому предпринятые государством меры и механизмы защиты рикошетом бьют по добросовестным участникам рынка.

В нашем случае наибольшие опасения вызваны положениями ФЗ-214, исключающими участие некоммерческих организаций в системе долевого строительства в качестве застройщика. Такое право теперь будут иметь только хозяйственные общества и два НКО: Московский Фонд реновации и «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства». (Тоже – Москва и область). Причем произошло это на фоне категоричного требования Президента страны по увеличению объема жилищного строительства в стране до 120 млн. квадратных метров.

Напомню, что мы являемся крупнейшим застройщиком социального профиля. Во многих районах и в ряде крупных сельских поселений доля новостроек от ФРЖС РБ равна 100%. Разве можно «отрубить» такой сегмент, тем более – на фоне явного падения объемов практически всех коммерческих застройщиков? Убежден, что закон может и должен изменяться в силу возникновения новых потребностей общества. 

Все сказанное выше – не просто планы или теоретические построения. Это реально работающие механизмы, итоги применения которых говорят сами за себя. В нынешнем году мы должны построить для жителей республики более 153 тысяч квадратных метров качественного жилья. И это уже во многом реализовано - за первое полугодие уже были введены 4 жилых дома общей площадью свыше 32 000 квадратных метров – это суммарно 734 квартиры. До конца года планируем ввести еще 24 дома на 2 438 квартир общей площадью более 121 000 кв.м, причем очень значительные объемы введены в строй вовсе не в столице республики, а в ее районах.
Напомню базовый тезис о том, что наш Фонд был создан республикой. Следовательно, государство получило не только полностью контролируемую, но и управляемую специализированную структуру, которой можно ставить задачи государственного уровня и в интересах государства. Практика убедительно доказала - мы с этой задачей справляемся.

Александр КОРЫТКО,  врио Генерального директора

Фонда развития жилищного строительства

 Республики Башкортостан



Возврат к списку



















Сайт использует cookie-файлы для сбора сведений об использовании сайта. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.
close