Автоматизированная информационная система «Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» (АИС «УГНЖ»), сегодня является одним из ключевых факторов обеспечения не только прозрачности, но и технологической, информационной четкости решения сложных задач по обеспечению ряда категорий граждан жилыми помещениями. Это – пусть один, но очень показательный пример реализации в Башкортостане указаний Президента России В.Путина, касающихся принципиально важной задачи – формирования «электронной России»
По нашим данным, подобной системы еще нет ни в одном из других регионов России. Именно поэтому нам важно не только гордиться уникальной республиканской разработкой, но и показать те потенциальные проблемы и трудности, с которыми можно столкнуться при тиражировании АИС «УГНЖ» на федеральный уровень.
Создание подобной системы диктовалось острой жизненной необходимостью: в Башкортостане до 2011 года при ведении администрациями муниципальных образований учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, отсутствовали прозрачность в системе учета, возможности контроля и анализа оказания мер государственной поддержки в реальном времени, а прогнозирование и разработка мер в масштабах республики были крайне затруднены.
В этом нет ничего удивительного: единообразия в порядке ведения учета в ОМСУ практически не было. В каждом из них был принят свой порядок ведения учета, отличающийся от других. Так что первый вопрос стоял даже не в плоскости «прозрачности», а в попытке введения единообразия, которое позволяло бы свети вопрос учета и контроля к единому знаменателю. Без полноценной картины и без единого понимания проблем вести речь об исполнении целого ряда важнейших государственных программ федерального и республиканского уровня было невозможно.
Для решения этой и ряда сопутствующих проблем по Распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 03.05.2011 года №436-р была разработана Автоматизированная информационная система «Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях», которая в 2012 году успешно введена в эксплуатацию.
Уполномоченной организацией, осуществляющей техническое сопровождение АИС «УГНЖ», по результатам конкурсного отбора была выбрана Некоммерческая организация Фонд развития жилищного строительства Республики Башкортостан (НО ФРЖС РБ).
Цели создания АИС «УГНЖ»:
- необходимость автоматизации ведения централизованного учета граждан,
-необходимость автоматизации расчетов социальных выплат,
-прогнозирование объемов строительства жилья,
- доступ к государственным услугам в электронном виде в жилищной сфере,
- повышение эффективности работы подразделений.
АИС «УГНЖ» включает в себя базу данных граждан – участников жилищных программ, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Администрации муниципальных образований и республиканские органы государственной власти, имеющие доступ в АИС «УГНЖ», вносят в нее сведения о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе являющихся участниками федеральных, республиканских и иных целевых программ.
Использование этой системы позволяет обеспечить прозрачность ведения учета, контроль за соблюдением очередности, наладить электронное межведомственное взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также является инструментом, позволяющим привести ведение учета к единообразию по всей Республике Башкортостан и обеспечить упорядоченное взаимодействие органов при предоставлении гражданам господдержки.
Сказанное выше действительно дает возможность решения очень многих проблем, особенно в части прогнозирования и детального планирования государственной поддержки, объемов строительства, их географии, планомерности, потоков финансирования и так далее. Однако надо признать, что по факту система работает пока не на полную мощность. Почему?
Уже на старте работы по формированию АИС «УГНЖ» мы столкнулись с рядом существенных проблемных моментов. Изначально позиция большинства руководителей органов местного самоуправления была, мягко говоря, настороженной или даже негативной: «АИС нам не нужна, у нас все хорошо, работать в АИС некому, АИС долго не просуществует». Напрашивается прямая аналогия с системой 1С – в свое время она тоже принималась многими буквально в штыки: «Мы и на канцелярских счетах все балансы сведем!». Практика доказала полезность новейших систем, и теперь работу без нее не мыслит ни один бухгалтер. Пришлось немало потрудиться, чтобы большинство администраций убедились, что АИС «УГНЖ» – это помощник, а не дополнительная нагрузка.
При правильном вводе данных АИС облегчает ведение учета (она дает полную автоматизацию учета, расчета социальных выплат, формирования списков и отчетов). Между тем до сих пор часть специалистов на местах воспринимают АИС как дополнительную нагрузку и предпочитают вести учет «старыми способами». На наш взгляд, решение проблемы во многом зависит от руководителей районов – от того, как у них организована работа в жилищной сфере, какие кадры в этом задействованы. Опыт показал, что понимание важности и необходимости АИС должно начинаться на уровне руководителей.
Так, как это реализовано в лучших (с точки зрения использования системы «УГНЖ») администрациях - городов Салават и Агидель, Янаульского, Дюртюлинского, Ишимбайского и Бирского районов.
На начальном этапе внедрения системы страдало и техническое обеспечение органов учета: речь шла не только об элементарном доступе в Интернет, но также о наличии современной техники и, что не менее важно, защищенных каналов связи. Вторая проблема была еще сложнее: полнота ввода данных в АИС не соответствовала задачам и потребностям системы. Так, в первый год работы с этой системой ОМСУ вводили только минимальные данные и только по тем гражданам, кто уже состоял на учете. Причина такой ситуации понятна - в кратчайшие сроки необходимо было ввести большое количество информации, что упиралось не только в «фактор времени», но и в организацию работы сотрудников на местах, их техническую и специальную грамотность.
Казалось бы, это лишь неизбежная «болезнь роста», которая сопутствует любому, тем более – такому сложному, начинанию. Однако проблема, по большому счету, не решена до сих пор. Корректный ввод информации и дальнейшее практическое использование системы представляет определенные сложности любому неподготовленному специалисту администрации. Речь идет даже не столько о технической грамотности, сколько о компетентности в части жилищного учета. К примеру, после запуска АИС «УГНЖ» к нам не раз и не два обращались вновь назначенные сотрудники органов местного самоуправления не с вопросами ввода данных в АИС, а со специфическими вопросами постановки граждан на учет. Вплоть до того – «Подскажите, можно ли такого-то гражданина признать нуждающимся и по каким основаниям?».
Со временем наши помощники на местах начинают успешно справляться со своими задачами, но зачастую бывает так, что их перебрасывают на другой участок работы – и подготовка нового специалиста начинается с нуля.
Есть и еще одна сложность, преодолеть которую силами одних лишь специалистов нашего информационно-аналитического отдела НО ФРЖС РБ просто невозможно.
Первоисточником данных в АИС является информация, которую предоставляют (вводят в систему) сотрудники органов местного самоуправления. По тем или иным причинам они не вносят данные по гражданам в полном объеме – лишь минимальные данные, которые, образно говоря «закрывают одну строчку». Чисто технически работа вроде выполнена - АИС информацию приняла, но введенных данных совершенно недостаточно для формирования полных и достоверных аналитических отчетов, позволяющих рассчитать перспективы реализации жилищных программ.
Значительно снижают эффективность АИС «УГНЖ» такие недочеты на местах, как несвоевременное обновление сведения о получении гражданином господдержки и столь же несвоевременное снятие с учета граждан, получивших поддержку или утративших основания состоять на учете. К примеру, в АИС присутствуют данные о гражданах, поставленных на учет с датой регистрации заявления от 30.04.1975 года. Между тем изначальный источник только один – данные от ОМСУ, которые никак нельзя перепроверить в рамках функционала нашей системы.
В перечне подобных недочетов - отсутствие контроля за однократностью предоставления господдержки гражданам. Например, один и тот же гражданин может быть зарегистрирован в разных ОМСУ, либо быть участником разных программ. Как следствие – уже были выявлены случаи, получения государственной поддержки дважды, причем по разным основаниям или разным территориям.
Вся ответственность по актуальности данных лежит на владельце данных – органах учета, т.е. администрациях районов и ГО, госорганах, а также их территориальных органах (КУСы и филиалы ГКУ РЦСПН), которые вводят эти данные.
Справедливости ради подчеркнем, что задержки и недочеты по вводу и актуализации данных отмечаются далеко не у всех, а только у районов, в которых организация работы с системой остается неудовлетворительной.
В АИС есть специальные параметры, позволяющие отслеживать такие недоработки – например, если гражданин получил господдержку (ввели данные о ГП в АИС), а с учета не снимают более месяца. В подобных случаях предусмотрены оповещения для сотрудников органов учета, на которые они могут ориентироваться при работе с АИС. Другими словами, система сама оповещает пользователя, надо только на такие оповещения реагировать.
Как «заставить» реагировать? Мы справедливо говорим о том, что республиканские органы государственной власти при помощи АИС «УГНЖ» обеспечивают контроль за ведением учета органами местного самоуправления и целевым расходованием бюджетных средств при предоставлении государственной поддержки конкретным категориям граждан, получая необходимую информацию напрямую из АИС «УГНЖ». Как видим - МОГУТ обеспечивать этот контроль и вести четкое планирование, но только при условии корректной работы сотрудников органов учета на местах. Если мы хотим добиться полноценной, (заявленной по ее возможностям) эффективности всей системы, то в этой ситуации очень помог бы административный рычаг…
К примеру, Министерство финансов республики принимает отчетность от ОМСУ, сформированную ТОЛЬКО средствами АИС. Министерство располагает собственным рабочим местом в системе и поэтому имеет полную возможность оперативного и детального контроля. Образно говоря, в нашем случае может сработать такой принцип: «Нет правильных данных в АИС – нет денег на район». Звучит, конечно, сурово, но в качестве примера или потенциального разговора с нерадивыми администрациями – полагаем, вполне может сработать. В таком случае ОМСУ вынуждены были бы выверить и актуализировать все данные в АИС в целях предоставления достоверной информации.
Проще говоря – у органов власти республиканского уровня есть ренальные возможности воздействия на этот процесс. Тем более, что АИС «УГНЖ» в полной мере нужна и им сам им. Повторимся, но система – это мощный инструмент не только для автоматизации ведения учета, но и для прогностики на уровне региона, для четкого управления финансовыми и материальными потоками.
Без истинной информации что-либо планировать трудно – например, по введенным данным надо обеспечить 30 семей, а на самом деле в списке (по выходу за пределы 35-летнего возраста) должно остаться только 15. Или наоборот – осенняя пора свадеб привела к тому, что надо добавлять в список молодых семей еще 50… В том же ключе - вопрос планируемой площади. Ветеранам по социальным нормам обеспечения необходимо предоставить однокомнатную квартиру, молодым -…, инвалидам…
Например - раздел «Аналитика» позволяет получать информацию в любом разрезе: в разрезе ОМСУ, в разрезе программ и категорий, в разрезе постановки или снятия с учета, миграции граждан, в разрезе сферы деятельности граждан, в возрастной группировке, необходимого финансирования и объемов необходимого жилья и т.д. В данном разделе очень много полезной информации, использование которой позволяет выйти на уровень как детального (краткосрочного), так и перспективного (стратегического) прогноза.
Все сказанное выше – это плюсы и проблемы с позиции органов власти. Но АИС «УГНЖ» решает еще один важнейший социальный вопрос. В системе реализован функционал «Предоставление гражданам информации об очередности в режиме онлайн». Благодаря АИС «УГНЖ» каждый гражданин, признанный нуждающимся в жилом помещении администрацией муниципального образования по месту жительства, являющийся участником целевой жилищной программы, либо состоящий на учете для предоставления однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, имеет возможность проверить свой номер очередности в общем списке по муниципальному образованию или по отдельным жилищным программам, участником которых он является. Если раньше гражданину приходилось идти в ОМСУ, отстаивать очереди для получения такой информации, то сегодня ему достаточно зайти на сайт НО ФРЖС РБ, где и размещен вход в систему АИС «УГНЖ».
Важно! Доступ в АИС «УГНЖ» имеет только строго определенный список лиц из числа работников уполномоченных органов, ведущих учет граждан в соответствии с действующим законодательством.
27 декабря 2013 года с целью приведения к единообразию ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, постановлением Правительства Республики Башкортостан №638 утверждены Правила ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе получивших государственную и иную поддержку, с использованием Автоматизированной информационной системы «Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях».
Данные Правила регламентируют порядок внесения сведений о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также сведений об участии граждан федеральных, республиканских и иных жилищных программах в АИС «УГНЖ».
Доступ для ввода данных в АИС «УГНЖ» имеет только строго определенный список лиц из числа работников уполномоченных органов, ведущих учет граждан в соответствии с действующим законодательством.
Функции по вводу информации, формированию различных списков и отчетностей в АИС «УГНЖ» распределены между администрациями муниципальных районов, городских округов и сельских поселений, КУСами, территориальными органами ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения и органами государственной власти в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Тут тоже возникает проблема – названные органы практически не взаимодействуют между собой, из-за чего возникают разногласия: кто должен вводить в систему тот или иной блок информации. Как следствие – информационно-аналитическому отделу НО ФРЖС РБ снова приходится выполнять не свойственную ему функцию - исправлять или корректировать пакеты данных.
Не премину повторить, что реализованная в Башкортостане АИС «УГНЖ» – уникальная система, которую безусловно надо поддерживать и развивать. Это наш достойный вклад в реальное формирование «электронной страны», необходимость которой вновь и вновь отмечал Президент России: «По сути, это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет формат образования, здравоохранения, государственного правления, коммуникаций между людьми, а следовательно, задает новую парадигму развития государства, экономики и всего общества».
Уже сегодня мы можем смело говорить об усовершенствовании АИС «УГНЖ» до принципа «единого окна. Включение АИС в систему межведомственного электронного документооборота позволит актуализировать данные в реальном времени, а также обеспечить переход от бумажного документооборота к электронному, а в дальнейшем и вовсе исключит бумажный. На сегодня в АИС «УГНЖ» уже реализована возможность интеграции и обмена данными с другими системами: 1С Государственного комитета РБ по строительству, АИС «УРЖ» г. Уфы, по системе Жилищных Строительных Сбережений – с такими крупными кредитными организациями, как Сбербанк и Уралсиб.
Впереди у нас этап интеграции с целым рядом республиканских и федеральных цифровых систем. Но уже сегодня мы видим и понимаем тот интерес, который проявляет к АИС «УГНЖ» ряд регионов страны. Понятно, что большинство регионов объективно сталкиваются с проблемами ведения учета граждан, нуждающихся в жилье, с вопросами практической реализации федеральных и региональных программ социального и экономического характера. Мы сейчас подробно говорили о проблемах и «подводных камнях» функционирования системы именно для того, чтобы наша разработка в глазах соседей и коллег выглядела не отстраненным идеалом, а работоспособным инструментом.
Мы по факту – первопроходцы. Не скрываем трудностей, но и решаем их – потому что понимаем и важность задачи, и ее востребованность, и простую истину: за цифровыми технологиями, за электронной Россией – будущее. И оно наступает уже сегодня.